Главная | Регистрация | Вход
Три стихии
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: ВВшечка, Забияка, Кроха, Олег  
Форум » САЛОН ПОЭЗИИ » Школа поэзии » Страна Советов - Откуда берутся плохие стихи. (Заметки для начинающих поэтов и не только)
Страна Советов - Откуда берутся плохие стихи.
ЗабиякаДата: Среда, 13.06.2012, 21:24 | Сообщение # 1
Княжна Ветра
Группа: Администраторы
Сообщений: 2532
Репутация: 6
Статус: Offline
Давным-давно замечено, что все хорошие стихи хороши по-своему, а плохие – плохи одинаково. Очень часто читая начинающих авторов, я сталкивался с тем, что они повторяют одни и те же ошибки. Между тем, прежде чем вынести свое тексты на суд публики, можно проверить их на соблюдение простых правил.

Кое-кто отрицает, что такие правила вообще существуют. Как можно, говорят они, заключить свободный полет вдохновения, в условные рамки инструкций. А кто-то скажет презрительно, что все эти правила самоочевидны, и говорить не о чем.

Но и те, и другие не правы. Собственно, повторение одних и тех же ошибок это неопровержимо доказывает.
Разумеется, я рассматриваю классическое стихосложение, т.е. тексты, которые с формальной точки зрения выглядят, как стихи, имеют ритм и рифму. При этом я ожидаю, что стихотворец, не только написал и проверил (хотя бы в Ворде) свое сочинение, но и перечитал его внимательно, хотя бы один раз.

Так вот. Как все-таки не наступить на грабли?

Попробую кратко перечислить, к чему надо стремится, чтобы не выглядеть смешным:

Ритм.

1. Все строки должны прочитываться на одном дыхании. Как этого достичь?
Избегайте, насколько возможно, неестественной перестановки слов в предложении. Интонационные и ритмические паузы должны совпадать.
Избегайте сочетаний более 2-3, тем более 4 согласных подряд, как в слове «соответствовать», также и парных согласных на границах слов («с свинцом»).

2. Считайте количество слогов в строках. Для ритмичного звучания стиха, надо чтобы количество слогов в рифмуемых строках совпадало. Вы можете использовать укороченные строки, но совершенно не рекомендуется использовать строки удлиненные.
Конечно, правильнее было бы проводить ритмический анализ текста, но простой подсчет слогов часто способен его заменить.
Чтобы понять соблюден ли ритм в Вашем произведении, попробуйте прочитать его на распев, притопывая ногой на ударных слогах. Если ритм нарушен – Вы это должны услышать. Если Вам это трудно, есть другой прием. Можно использовать так называемую «рыбу». Так сочиняет стихи Вини Пух в знаменитом мультфильме. Слова заменяются условными звуками: та-тА, та-тА, та-тА, опилки / та-тА, та-тА, та-тА, в затылке. Обратите внимание, рифма в конце используется, как опора, чтобы задать каркас стихотворения в целом.

Рифма

О рифме следует иметь в виду следующее:

1. Пишите либо рифмованные стихи, либо нерифмованные, не соединяя их вместе.

2. Не злоупотребляйте глагольной рифмой.

3. Никогда не рифмуйте слова, в которых совпадает одна концевая гласная ("молоко-хорошо"). И наоборот, не используйте полные совпадения, типа: «ботинок-полуботинок».

4. Не используйте «рифм» типа: себя-вода, и (менее строго) "он - сом".

5. Если используете ассонансы, (неточные рифмы), чередуйте их с точными.

6. Не забывайте, что рифмы бывают четырех типов «мужские», «женские», «дактилические», «гипердактилические». Отличаются они по удалению ударения от конца слова. Например, «вода – всегда» ударение на первом слоге с конца. Рифма – «мужская».
Для сохранения ритма стиха сочетание рифм разного типа лучше сохранять одним и тем же для всех строф. Особенно при строфе из четырех строк. Изменение этого порядка требуется, когда дыхание стиха надо изменить, отделяя одну логическую часть стихотворения от другой.

7. Рекомендуется избегать банальных, т.е. широкоупотребимых рифм, типа: любовь-кровь, розы-морозы. Лучше вообще не рифмовать слова близкие друг другу по смыслу. Не поддавайтесь соблазну легкой связи таких рифм воедино. Например, «Ты забыл мою любовь,/ я твою попила кровь».

Нарушение этих простых правил заставляет усомниться читателя в том, что перед ним хороший автор, мешая вникнуть в другие достоинства стихотворения. Соблюдая их, Вы избежите читательского недоверия. Во всяком случае, нарушать их, Вы можете только сознательно, понимая, зачем Вам это нужно. Ведь каждое такое отступление грозит Вам потерей лица, в глазах кого-то, кто способен это отступление заметить. Хотя, разумеется, четкое соблюдение всех условностей, совсем не гарантирует, что Ваше произведение станет шедевром.
Михаил Ромм


Забияка
 
ВВшечкаДата: Среда, 13.06.2012, 21:43 | Сообщение # 2
Фея утренней росы
Группа: Модераторы
Сообщений: 242
Репутация: 6
Статус: Offline
Спасибо, Забияка! Хорошая статья, легко написана, да и все основные премудрости учтены. Еще бы уметь пользоваться)))

Я выгляжу неплохо, но не часто.
 
ЗабиякаДата: Среда, 13.06.2012, 22:16 | Сообщение # 3
Княжна Ветра
Группа: Администраторы
Сообщений: 2532
Репутация: 6
Статус: Offline
К этой статье есть вопросы от авторов, которые могли бы быть полезными и для нас, а так же некоторые выдержки из полемики по этому вопросу, мнения разные- судить Вам:

Альберт Голиков :

Это хорошее подспорье начинающим поэтам, лёгкое, ненавязчивое и, главное, весьма необходимое.
Хочу задать вопросы -два.
Первый, как сейчас используются глагольные формы,
в частности, на - теся, которые изредка напрашиваются на рифму, правда, с ходу не могу вспомнить ни одного слова.
Второе, задолбали слова с мягким знаком: здоровье и др.,
как правильно писать - соблюдать орфографию или можно писать, как звучит, но тогда теряется ритм?

Овет:
Самоограничение в рифмах, ритмах, когда автор старается избегать легкого пути - это способ сделать свои стихи напряженнее и интереснее. С другой стороны, всем этим можно пренебречь, ради более существенных вещей. Надо только осознавать, чем пренебрегаешь.

Слова, которые пишутся иначе, чем читаются, нужно писать правильно. Это очевидно. Другое дело, что ведь и читают разные люди по разному. Имеет большое значение особенность местного произношения. Слова типа октябрь, шедвр, где явно слышаться лишняя гласная, многие произносят жестко, так гласных нет, а слова сомненье, волненье вместо сомнение, волнение на законном основании используются в классической поэзии, как допустимая поэтическая вольность. На проверку Ворда смотреть не надо. Другое дело, что надо осознавать, что эти слова несут в себе слегка архаический оттенок и делают поэзию менее "современной".

Кира Грозная :

Что-то в этом всем знакомое до слез...
Аха, когда-то я беседовала с "поэтом" сэвдэповской закваски, и он рассказывал, как их во Дворце пионеров учили писать стихи и прозу.
Оказывается, нельзя было написать: "У дядьки был большой живот, как арбуз", потому что в результате соседства последних двух слов получалось слово КАКА!
Похоже на здешние "приемы стихосложения", да?

Преображенская Лариса :
Разрешите с вами не согласиться.
1. Если человек не чувствует ритма или созвучья, то вряд ли ему стоит этим вообще заниматься, тем более на таком уровне.
2. Проверять ошибки грамматические ошибки тоже, что умываться. И если человек это не делает, то тем самым дает нам понять, что относится к нам неуважительно, что уже само по себе говорит о многом.
3. Рифмы начинающему поэту можно использовать все, а потом он сам не захочет повтора и будет их производить. А без банальной рифмы порой бывает трудно обойтись, если ее требует смысл. И потом, мне кажется, что уж лучше банальная, нежели никакой. Дыра вызывает негатив.
4. И самое важное, о чем вы даже не упомянули, в поэзии - это все-таки мысль. Без нее слова, что обертка без конфетки. И чем она глубже, чем мудрее, чем интереснее, тем ценнее произведение. Никакая рифма не спасет пустышку. Потому такие произведения и уносит ветром времени.
5. Немаловажно также использование метафоры. Без нее стих черно- белый. Надо вносить краски только, разумеется, в меру, чтобы не проявить безвкусицы. Здесь, как в одежде, должно быть соблюдено все - и стиль, и цвет, и размер. Каждому стихо соответствуют свои слова(стиль), краски (метафоры), построение строчек (размер). А ритм всегда соответствует вложенному настроению.
А здесь, не знаю по чьему негласному закону, все заморочены на вычурности и аляповатости, совершенно не ценится простота, изящность и мудрость. Не думаю, что это веяние моды, скорее недостаток мышления.

Галина Ольховик :

Совершенно согласна с автором. Есть люди, которыми руководят только чувства. Стихи - это работа души и разума. Знание законов стихосложения обязательно. Не станете же вы рисовать, не умея держать кисть. Или петь без голоса. На Стихире безголосых полно. Другое дело, что стихи не пишут с учебником в руках. А вот написать, а потом выверить всё это вы простообязаны. Дабы пощадить уши...
С искренним приветом - Галина.
Я колдую над словом - это мой талисман...



Забияка
 
КрохаДата: Четверг, 14.06.2012, 06:18 | Сообщение # 4
Золушка
Группа: Модераторы
Сообщений: 212
Репутация: 5
Статус: Offline
Поэзия - это колдовство, к этому занятию надо относиться трепетно. Клеймо "совдеповское" - недопустимо. Правила есть, но есть и таинство. Евтушенко, советский поэт, "Серёжка ольховая, лёгкая, будто пуховая, но сдуешь её, всё окажется в мире не так..." Или "Идут белые снеги" ТАИНСТВО. ИСКУССТВО. Именно так надо относиться к творчеству.

И вот былинку понесла река..
 
ЗабиякаДата: Четверг, 21.06.2012, 21:49 | Сообщение # 5
Княжна Ветра
Группа: Администраторы
Сообщений: 2532
Репутация: 6
Статус: Offline
А мне кажется, что у поэзии нет границ деления на совдеповские или какие другие. Поэзия она или есть или её нет. А социальный строй это что-то другое.

Забияка
 
КрохаДата: Воскресенье, 24.06.2012, 06:09 | Сообщение # 6
Золушка
Группа: Модераторы
Сообщений: 212
Репутация: 5
Статус: Offline
Я привела пример "Идут белые снеги" Есть форма СНЕГА. Евтушенко погрешил против правил. А стихотворение замечательное. Я думала: почему так? Потом решила: разговорная интонация допускает неправильную форму слова. Пронзительная искренность размышлений здесь позволяет не заметить СНЕГИ, рифмы ЖИЛ ЛЮБИЛ. Всё естественно.

И вот былинку понесла река..
 
Форум » САЛОН ПОЭЗИИ » Школа поэзии » Страна Советов - Откуда берутся плохие стихи. (Заметки для начинающих поэтов и не только)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: