Главная | Регистрация | Вход
Три стихии
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » СТИХИЙНЫЙ ФОРУМ » Беседка » Поэзию нужно запретить? (обсуждение статьи Игоря Царёва в "Российской газете")
Поэзию нужно запретить?
ДзоДата: Среда, 02.02.2011, 16:51 | Сообщение # 1
Маркиза ангелов
Группа: Администраторы
Сообщений: 2107
Репутация: 5
Статус: Offline
Поэзию нужно запретить?
Ежедневно в Сети появляются тысячи стихов. Кто их пишет и зачем?
Версия для печати
Игорь Царев
"Российская газета" - Неделя №5392 (16) от 27 января 2011 г.

О поэзии сегодня чаще говорят как о покойнице - либо хорошо, вспоминая в основном времена полных стадионов, либо вообще ничего.
Между тем искусство говорить и мыслить стихами не только не умерло, но переживает какой-то невероятный всплеск. Правда, убедиться в этом могут только те, кто имеет доступ в Интернет. Во Всемирной паутине регулярно открываются новые и новые литературные страницы. На одном из сайтов сегодня зарегистрировано более трехсот тысяч авторов, уже опубликовавших более десятка миллионов своих творений...
Что же происходит? Об этом наш разговор с руководителем литературного салона "Булгаковский дом" в Москве и Международного литературного фестиваля имени Максимилиана Волошина в Коктебеле Андреем Коровиным.

Рифмы века.

Андрей Коровин: Давно уже говорю: происходящее сегодня в русской литературе соизмеримо разве что с Серебряным веком. Такое впечатление, что стихи сегодня пишут все - государственные деятели и банкиры, ученые и менеджеры, студенты и школьники... В Москве действует множество литературных клубов, чуть ли не ежедневно проходит до десятка творческих вечеров. Почти в каждом крупном городе регулярно проходят поэтические фестивали. Причем их инициаторами выступает не государство, а сами поэты. Примечательный момент - стихи сегодня пишут не ради денег и даже не ради славы. Ведь нынешняя поэзия - зона, совершенно свободная от денег. Но люди все равно пишут. Это доказывает, что стихи - естественная потребность человека.

Российская газета
: Каких авторов больше - хороших или плохих?

Коровин: Естественно, плохих. Но этого не стоит бояться. Это тот культурный гумус, на котором расцветают подлинные цветы. Я просто напомню: когда появилась молодая Ахматова, все были уверены, что самая гениальная поэтесса - Мирра Лохвицкая. Хронологически мы находимся примерно на этом этапе: Ахматова уже появилась, но основная масса еще фанатеет от Лохвицкой. Итоги нынешнего расцвета поэзии тоже будут подводиться лет через сорок-пятьдесят. Главное же в том, что появилось множество новых имен. Пока трудно сказать, кто останется в литературе, а кто просто удобрит ее почву. Я могу назвать десятки поэтов, которые сегодня ярко заявили о себе. Но это будет достаточно субъективный взгляд. Лучше процитирую то, что хорошо знаю на память. Например, разбуди меня среди ночи, смогу прочесть стихотворение блистательного поэта, живущего в Киеве, Александра Кабанова:

Мой милый друг!
Такая ночь в Крыму,
что я - не сторож
сердцу своему.
Рай переполнен.
Небеса провисли,
ночую в перевернутой арбе,
И если перед сном
приходят мысли,
то как заснуть
при мысли о тебе?
<...>
...Уже, наполовину опустев,
к речной воде, на корточках,
с откосов -
сползает сад -
шершав и абрикосов!
В консервной банке -
плавает звезда.

О, женщина -
сожженное огниво:
так тяжело, так страшно,
так счастливо!
И жить всегда - так мало,
как всегда.

Московская поэтесса Анна Логвинова не перестаёт удивлять меня своей удивительной манерой доверительного разговора с читателем:

Самые лучшие стихотворения,
ей-богу,
они не про измены мужьям,
не про измены женам,
они напоминают списки вещей
в дорогу,
необходимых, красивых
и разрешенных.
Обычно они про осень,
про белые печи,
про то, как строят дома,
как взбивают масло.
Они так редко о том, как все
могло быть прекрасно,
они скорее о том, что не должно
быть и речи.

Поэт Дмитрий Строцев, живущий в Минске, мне кажется, владеет волшебной властью над словом:

Мы в Грузии, как в черной вазе,
мы в Азии, как на гвозде,
на остром, как тоска, алмазе
в невыносимой высоте <...>
и в алой пасти, в самой бездне
над нами свет многоочит,

и в поднебесье, как в болезни,
сухая косточка стучит...
Ни денег, ни славы

РГ: Что людей заставляет писать при полном отсутствии вознаграждения в виде денег и славы?

Коровин: Этот феномен можно назвать самостоянием языка. Не человек пишет стихи, это они говорят в нем. Те, кто пишет ради денег и славы, рано или поздно бросят это бессмысленное занятие. В итоге останутся "сумасшедшие", которым ничего не надо, кроме самого процесса письма. Это и есть реальная жизнь слова.

РГ: Ты говоришь, что в поэзии происходит бум, а на твои литературные чтения в "Булгаковском доме" приходит не так уж много слушателей. И это при том, что вход бесплатный...

Коровин: Да. И при этом еще большинство присутствующих тоже люди пишущие. Наверное, отчасти потому, что об этих и других подобных вечерах знают в основном посвященные. Была бы реклама в СМИ, на том же канале "Культура" - уверен, в зале могли быть и депутаты Государственной Думы, как когда-то во времена легендарной "Бродячей собаки". Тогда депутаты приезжали в "Собаку" сразу после заседаний Думы - развеяться в творческом клубе, послушать новые стихи Ахматовой, Гумилева...

Сейчас ценности радикально изменились. Как-то говорил с одним депутатом, который сам пишет стихи и издает книги, и он впервые от меня услышал фамилию Гумилева. У меня был культурный шок, у него тоже. Порой кажется, что о нас, литераторах, знаем только мы сами. А с другой стороны, открываешь мемуары о Серебряном веке и понимаешь, что не так уж многое изменилось. Они так же издавали книжки мизерными тиражами за свой счет, количество посетителей литературных клубов и кафе было весьма ограниченным. Обидно одно: в Серебряном веке не было телевидения. Сейчас оно есть. Но о поэтах почти не снимают, хотя они интереснейшие собеседники. Покажите их на экране. Пусть люди сами разберутся, кто им интереснее -шоу с безголосыми "звездами" или современные писатели. Мы живем в условиях неравной конкурентной борьбы за внимание людей. Увы, на эту главную конкуренцию -за умы - антимонопольное законодательство не распространяется.
Стихи в сухом остатке

РГ: Как вернуть поэзии читателей?

Коровин: Кажется, Евгений Бунимович предложил парадоксальный метод популяризации - вообще запретить поэзию. В России это может сработать. Очевидно, что количество подпольных читателей возрастет, расцветет самиздат... Нынешний поэтический бум, не исключаю, отчасти происходит по схожей причине.

Поэзия в 90-е была выброшена на помойку и там расцвела. Но издатели и телевизионные чиновники, видимо, думают, что поэзии у нас нет или же она неактуальна, что для них знак равно с "непродаваема". И это одно из самых губительных для нашей культуры заблуждений - люди просто не знают о том, что сегодня есть настоящие поэты и настоящие стихи.

РГ: Есть ли в этих условиях у поэзии будущее?

Коровин: Я бы сказал иначе: у человечества без поэзии нет будущего. Деньги, власть, эффективный менеджмент, валовый доход, технический прогресс, телевидение, Интернет - все это ПЫЛЬ. От человечества в сухом остатке останется только ТОМИК СТИХОВ.


 
АхадДата: Среда, 02.02.2011, 17:20 | Сообщение # 2
Морской волк
Группа: Администраторы
Сообщений: 167
Репутация: 5
Статус: Offline
Недавно по телевидению прошла передача, посвященная ГРАФОМАНИИ.
ГРАФОМАНИЯ (от графо... и мания), патологическая страсть к сочинительству.
Сам я эту передачу не смотрел, но отзывы о ней слышал.
Считаю, и твердо уверен, что прав, "стихоплетство" никоим образом нельзя отнести к этой паталогии. Почему? Да потому, что стихи слагаются ДУШОЙ. Все остальное от сердца. Тем более, что в настоящий момент они не могут,да это было всегда в истории человечества, служить источником материального обеспечения. Поэтому достойны уважения те, кто не смотря ни на что выставляют свои творения в Интернете. Думаю это ответ человечества на всю ту ГРЯЗЬ, что разлилась на его просторах. И совсем не важно, как стихи написаны, правильны ли технически, соблюдена ли рифмовка, ГЛАВНОЕ что они несут в себе, какой порыв души, добро или зло. Ибо - стихосложение это и есть истинный язык человека разумного. А их пишут, сочиняют, напевают, мысленно складывают в строки - ВСЕ! Не все осмеливаются их печатать, выставлять на всеобщее обозрение, но в поющих душах они всегда находят место.
Я полностью согласен с этой статьей. И СПАСИБО БОЛЬШОЕ Андрею Коровину за те слова, что прозвучали в наш с вами адрес.
 
ЗабиякаДата: Среда, 02.02.2011, 18:37 | Сообщение # 3
Княжна Ветра
Группа: Администраторы
Сообщений: 2532
Репутация: 6
Статус: Offline
Ахад. спасибо! Потрясающая статья! И главное, что Коровин говорит ПРАВДУ. Запретный плод всегда сладок. Попробуй только государство запретить поэзию, как она полезет из всех дыр! Будут, как грибы расти подпольные поэтические клубы, процветать самоиздат. Книги хороших стихов будут зачитываться до дыр. Так было всегда. Вспомните, на Руси большинство талантливых поэтов всегда были под запретом, влачили при жизни жалкое материальное существование, порой их отправляли в ссылку. В России принято всех гениев признавать в основном после их смерти.
Я была маленькой девочкой, когда отчим принес в дом затрепанный томик стихов Есенина и предупредил, что бы никогда о нем никому не рассказывали, что могут родителей осудить. Сталин в то время еще был жив. А вечерами он читал нам стихи Сергея Есенина.


Забияка

Сообщение отредактировал LidiyaShenshina - Среда, 02.02.2011, 21:08
 
ВВшечкаДата: Среда, 02.02.2011, 21:21 | Сообщение # 4
Фея утренней росы
Группа: Модераторы
Сообщений: 242
Репутация: 6
Статус: Offline
"Стихи слагаются душой". Очень хорошо Морской Волк сказал. Действительно, все так и есть. Просто нужно уметь "включить" этот механизм, настроить душу.
Мне в свое время повезло с учителем. Литературу в школе у нас преподавал племянник Бунина. Человек, который встречался с Маяковским, с Черным - были такие поэтические междусобойчики, где дозволялось подростку присутствовать. Он мне давал почитать некоторые книги, изданные еще тогда - не знаю, как сохранились... И никто ничего не знал. Уже в 2000 году мне рассказали об этом, и потом много писали о Николае Моисеевиче. Умер в 105 лет.
У меня с дочерью смешно получилось. Маялся человек , не знал, куда себя деть. Я просто ей сказала тогда: "Садись и пиши!" Повозмущалась, а потом села и начала писать.


Я выгляжу неплохо, но не часто.
 
Форум » СТИХИЙНЫЙ ФОРУМ » Беседка » Поэзию нужно запретить? (обсуждение статьи Игоря Царёва в "Российской газете")
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: